Страницы

Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 29 мая 2011 г.

Белоруссия. Девальвация сверху


В Белоруссии произошла крупнейшая одномоментная девальвация. Белорусский рубль обрушился на 56%. В одночасье белорусы потеряли не только во вкладах. Моментально взлетели цены. Истерика из торговых центров, похоже, перекинулась на высшее руководство.

Обычно здесь не принято критиковать власть, но на улицах Минска сейчас почти все разговоры - о ценах и девальвации. "Белорусское экономическое чудо", как называет страну Лукашенко, еще не сталкивалось с такими испытаниями на прочность.

27 мая в стране прошел очередной слух: сахар дорожает на 40 процентов. Его тут же опять буквально смели с прилавков. Люди бегут из одной очереди в другую. Еще накануне они толкались локтями в битве за холодильники и телевизоры.

Брошенные телевизионные кабели и таблички "продано". Вырванные с корнем аудиоколонки. Люди раскупали практически все, что могли - лишь бы успеть избавиться от белорусских рублей. Власти республики за один день резко девальвировали национальную валюту.
 

Президент Лукашенко в экономическом кризисе обвинил своих же избирателей, атаковавших магазины. Он заявил, что ему "стыдно за белорусов" и даже изобразил поведение собственного народа.

"Ну хай будут, ну хай будут пять холодильников - завезите мне. Мне стыдно было впервые за свою долголетнюю президентскую историю за людей. Ну тараканы же заведутся через три недели, вы же выбросите всю свою крупу", - говорит президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Отповедь Лукашенко многих в республике просто изумила. Ведь паническая скупка товаров возникла во многом из-за действий властей. "Для меня закон: говори правду! Все самое трудное прошло. Живите спокойно - никого не бойтесь", – заверял Александр Лукашенко.

Это заявление сделано еще в апреле - когда лихорадка на валютном рынке только набирала обороты. Но официальный курс национальной валюты оставался неизменным, и высокопоставленные чиновники уверяли: никакой девальвации.

"Это плохое решение для белорусов, а раз плохое - мы его выполнять никогда не будем. Даже пяти процентов никогда не будет у нас разовой девальвации", - говорил председатель национального банка Республики Беларусь Пётр Прокопович.

"Вот, к примеру, хозяин сельского хозяйства - у него там коровки, поросята, и что он: ай, будьте сегодня голодными! Что получится? Передохнут: так и в любой экономике - нельзя бросать на произвол судьбы. Это предательство", - говорила в марте 2011 г. председатель правления ОАО "АСБ Беларусбанк" Надежда Ермакова.

В понедельник, 23-го мая, страна проснулась с курсом, измененным сразу на 56%. "Пускай, произошла девальвация национальной валюты, ничего. Надо, главное, распорядиться этим", - считает президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Люди попытались распорядиться так, как на тот момент успевали - стоя в очередях за бензином, подгузниками, зубной пастой. Ведь из-за вмиг подорожавшего доллара подорожало и все остальное.

Вклады обесценились на миллиард 300 миллионов долларов, 600 000 человек отправлены в вынужденные отпуска. В обменниках - полное отсутствие любой валюты: долларов, евро, российских рублей и украинской гривны. И недвигающаяся очередь. Стоять здесь в рабочее время, впрочем, больше нельзя. Лукашенко, признав разразившийся кризис, распорядился вылавливать в магазинах и обменниках тех, кто должен быть на заводах.

"Поставьте всех на военные рельсы! Не хватает "БелАЗов" - 28 часов в сутки работайте, не хватает обуви - 30 часов работайте. В течение недели обеспечить полный ассортимент товаров в торговых сетях. До крыши! Применяйте любые методы: отбирайте лицензию, сажайте в тюрьму или просто берите на заметку", - требует Александр Лукашенко.

Все происходящее стало настоящей неожиданностью для большинства белорусов, но только не для экономистов. Страна уже не первый год живет исключительно в долг, при этом перед выборами Лукашенко поднял зарплаты на треть - хотя брать эти деньги было неоткуда.

"Национальный банк за счет печатного станка обеспечил рост зарплат и рост экономики. Это все результаты такой авторитарно-административной модели управления", - объясняет Станислав Богданкевич, в 1991-1995 гг. - председатель правления Национального банка Республики Беларусь, академик.

Интернет остается единственной площадкой, где жители республики могут обсуждать происходящее. Сюжеты российских телеканалов они не видят все равно (их вырезает местная цензура), но главными виновниками ажиотажа Лукашенко назвал именно российских журналистов.

"Сделайте все, чтобы эти средства массовой информации не присутствовали на нашей территории. И не потому, что мы хотим заткнуть рот", - требует Александр Лукашенко.

Зато на белорусском телевидении каждый день - разоблачительные сюжеты. О российском заговоре. Такие комментарии - из-за того, что спасительный для Беларуси кредит ЕврАзЭС готова выделить не просто так, а при условии реформировании экономики и приватизации госсобственности. Лукашенко в одном и том же выступлении и начисто отрицает, и не отрицает такую возможность.

"Активы им, видите ли, давай. Деньги вперед - завтра будут стулья", - говорит Александр Лукашенко.

На те деньги, что еще недавно белорусы могли позволить себе съездить в другие города, теперь разве что можно прокатиться по детской железной дороге. Экспресс "Беларусь" на всех порах влетел в глубочайший экономический кризис, и пока не понятно, когда будет остановка для передышки, да и будет ли она.

Комментариев нет:

Отправить комментарий